Зарабатывайте
с "Ли Вест"!

Если нужны деньги - не стоит бояться начать их зарабатывать! Мы создали для Вас все необходимые условия. Начинайте работать с "Ли Вест" и получайте весомые преимущества.

Стань одним из команды Ли Вест
Стань одним из команды Ли Вест
Стань одним из команды Ли Вест
Начни зарабатывать вместе с Ли Вест
Начни зарабатывать вместе с Ли Вест
Начни зарабатывать вместе с Ли Вест

Советы врачей • Иглорефлексотерапия и ZHENJIU-терапия

Иглорефлексотерапия и ZHENJIU-терапия

Доклад на Международном конгрессе врачей ТКМ в Сочи

Иглорефлексотерапия, акупунктура, чжень-цзю терапия, иглоукалывание, - список названий можно продолжить. Во всех случаях суть сводится к тому, чтобы найти на теле необходимый участок кожи с подкожно-мышечно-сухожильными структурами и ввести туда специальную акупунктурную иглу, сделав при этом необходимые манипуляции для достижения лечебного эффекта.

Под лечебным эффектом, очевидно, здесь стоит понимать некий ожидаемый ответ организма на произведенную манипуляцию. Казалось бы, что может быть проще? Находить точки для иглотерапии, вводить иглы, манипулировать и излечивать болезни. Но как раз на этом этапе в прошлом, да и сейчас, сломано много копий о разные подходы к лечению человека с точки? Как манипулировать? На что ориентироваться? Каких правил придерживаться? Да есть ли вообще эти акупунктурные точки? И далее и далее. И вот эти вопросы недопонимания часто являются основными в полемике врачей европейской медицины, занимающихся иглотерапией, и врачей, придерживающихся канонических взглядов китайской медицины.

Как известно многоуважаемой публике, в России иглотерапию, как считается, стал применять профессор Чаруковский из ВМА, который посвятил ее изучению довольно длительное время и был крайне доволен своими результатами. Каких правил придерживался он и на что он ориентировался, доподлинно неизвестно, хотя записки о его трудах и исследованиях в этой области можно прочитать. Иглотерапией так же пользовались и другие врачи, но по настоящему серьезно иглотерапию в России стали изучать со времен возвращения на родину группы специалистов, отправленных Минздравом СССР в Китай в 60-е годы. Как известно, в нее входили профессор Вогралик, профессор Тыкочинская и другие замечательные ученые. Изучать акупунктуру отправили студентов из СССР в тех же 60-х годах, в их числе был, например, Александр Трофимович Качан для более глубокого изучения.

Как Вы знаете, вернувшись на Родину, они стали основывать школы иглорефлексотерапии, были введены доцентские курсы. И многие современные специалисты, занимающиеся классической ИРТ, распространенной на территории России, уже являются учениками во втором, а то и третьем поколении тех известных людей. Такие школы были открыты в крупных городах - Москве, Петербурге, Риге, Казани, Нижнем Новгороде, пожалуй, и все. В целом школы придерживались определенных стандартов, но у них были и свои отличия. Например, о так называемых «меридианах» впервые заговорил ныне покойный А.Т.Качан во время проведения доцентского курса, и стал рассматривать акупунктуру, группируя точки по меридианам. Другими авторами из других школ были использована группировка точек по так называемым «линиям», по местам расположения.

В дальнейшем эти школы что-то находили общее, в чем-то расходились. И только в Ленинграде тоже впервые А.Т.Качан предложил изучать точки по их китайским названиям, говоря, что «каждая точка имеет имя и отчество». Тоже впервые на русском языке он дал понятие меридиана, что это условная линия, проведенная на коже по проекциям точек на кожу, которая и совпадала с наружным ходом меридиана в классической ТКМ. Он дал понятие того, что точки расположены не на коже, а под кожей, но на разной глубине. В других школах так же проводились исследования на эту тему. Можно почитать литературу советского периода 70-х и 80-х лет, где все это подробно изложено. Например, монографии Д.Н.Табеевой, монографии Усова – Мороховой, Т.А.Качана, Ф.Г.Портнова и некоторые другие. На тот момент монографий на русском языке было совсем немного, если не сказать совсем мало. Для объединения этих знаний, преодоления некоторых разногласий был создан НИИ иглорефлексотерапии в Москве, некоторые возможно помнят это прекрасное зеленое здание. Там происходили очень интересные дискуссии, госпитализировались пациенты, но удовлетворить потребности в знаниях по ТКМ так и не удалось. Дело в нескольких причинах. Чтобы понять китайскую медицину на тот момент необходимо было знание китайского языка. Вот в этом-то была огромная проблема. Английский-то мало кто знал, не говоря уже о китайском. То небольшое количество ученых, обладающих знаниями по теории ТКМ, а в их числе А.Т. Качан, который знал в совершенстве и китайский язык, могли бы объяснить теорию ТКМ для более широкой аудитории. Но на тот момент они  не были поддержаны научным обществом ввиду косности мышления с одной стороны, с другой стороны ввиду политических разногласий, так как отношения с Китаем переживали не самые лучшие времена. А порой китайская медицина и точки акупунктуры просто высмеивались российским научным миром. До травли дело не доходило, но ученые чувствовали себя не совсем комфортно. Тогда была эра жесткого материализма, когда все надо было найти и показать.

Были в этом и свои плюсы. В Военно-Медицинской Академии, например, на кафедре, возглавляемой Шапкиным, исследовали и биоэлектрическую активность точек, и потенциалы из точек. Школа в городе Рига больше исследовала электропунктурные возможности точек. В Москве в Институте ИРТ, возглавляемымДуреняном, так же проводились исследования точек на предмет наличия материальных субстанций, и так везде. По мере получения данных звучало разное определение точек: биоактивная точка, акупунктурная точка, «волшебная» точка и т.д. Шли очень жаркие дебаты в этом направлении. Вот в такой атмосфере и рождалась российская иглорефлексотерапия. Не имея доступа к знаниям первоисточников, а если сказать точнее, то к учителям китайской медицины, которые могли бы объяснить доступно принцип действия точек и правила их сочетания согласно теория ТКМ и акупунктуры, рождались собственные умозаключения, которые имели право на жизнь, так как больных нужно было лечить. А для больного не важно, согласно какой теории его лечат, лишь бы была помощь.   Поэтому российская иглорефлексотерапия  явилась креативным продолжением неврологии, учения о строении и функции нервной системы человека и рефлекторных связей организма. Она сформировалась в новую медицинскую отрасль, совсем молодую и развивающуюся. В то время как чженьцзю терапия – это неотъемлемая часть ТКМ, основанная на собственной теории и правилах диагностики, имеющая тысячелетнюю историю и устоявшиеся каноны.

Надо сказать, что на стыке этих двух медицинских систем, западной и китайской, родилось еще несколько медицинских специальностей, таких, например,  как мануальная терапия и фитотерапия. Необходимо так же учитывать, что на тот момент в Советском Союзе появилось огромное количество целителей, последователей восточных оздоровительных систем. Были из них профессионалы, но во многих случаях это было шарлатанство. Доходило до того, что простой батарейкой анодом к точке, а катодом в руку лечили человека уже инженеры вообще без медицинского образования, воспринимая организм человека как разбалансированный радиоприемник, который нужно настроить. Из Европы стали приходить тесты, например, Фоля, и многие этим увлеклись, отойдя от классических методов ТКМ. Так же и метод Накатани из Японии, которым пытались определить с помощью нагревания точек полноту и пустоту меридианов. В СССР выпускалось масса приборов для отыскания точек по кожному сопротивлению, но они себя не оправдали, так как простое выделение пота способствовало тому, что точки определялись там, где их вообще никогда не было.

В общем, кто помнит это время, может сказать, что при выборе метода преподавания интересующимся врачам ИРТ, нужно было отобрать то, что хоть как-то работало. Потребовалось изобретать свою систему. Например, время экспозиции иглы, методы прогревания, методы нахождения точек. Расстояния измерялись в сантиметрах, вместо пропорциональных цуней.  Это как-то было оформлено законом, чтобы хоть как-то отгородиться отцелого сонма шарлатанов, которые набросились на ИРТ и предлагали услуги налево и направо.

Вот такие условия и привели к тому, что ИРТ сформировалось в продолжение неврологии или ее часть на тот момент с достаточно хорошо исследованным физиологическим субстратом. Но Китай, находясь в некоторой конфронтации с Россией в 60-х, 70-х годах пригласил для изучения ТКМ весь западный мир. Поехали такие корифеи, как Феликс Манн (Англия), Клаус Шнорренбергер (Германия), Ножье (Франция) и многие другие. Надо отдать им должное, что они очень скрупулезно изучили теорию ТКМ в том неизмененном виде, в котором их учили в Китае, и донесли подробно до западных врачей со свойственным многим европейцам педантичностью. Кстати в Европе до сих пор пользуются их учебниками и разногласий среди врачей не возникает.  По возвращению на родину, например, Клаусом Шнорренбергером был написана книга в двух частях  «Учебник Китайской Медицины по акупунктуре для западных врачей». И немцы, и французы, до этого не знавшие об акупунктуре, открыли ее для себя во всем разнообразии. Появились конгрессы, школы по ТКМ, были написаны учебники, и у них не возникало каких-то сомнений в истинности знаний по ТКМ. И сейчас в Европе вы вряд ли найдете какие-то разночтения в преподавании разных школ ТКМ. Копья там не ломали. В конце 70-х годов учебник Клауса Шнорренбергера ходил в СССР в виде самиздата, и многие врачи ИРТ стали его изучать, у кого была такая возможность.

Не надо забывать те годы, когда каждая пишущая машинка стояла на специальном  учете. И только в 1980 году издательством Наука под покровительством РАМН была издана книга ГавааЛувсана по рефлексотерапии, которая во многом перекликалась с европейскими подходами к ТКМ, основанных на знаниях теории и диагностики китайской медицины. Но в книге были только начальные знания. Наступило время перестройки, и российские врачи стали жадно искать знания по ТКМ, но мало кто отважился выучить китайский язык и черпать знания ТКМ из первоисточников. И когда министерство высшей школы в 1988 году обратилось в 1 Ленинградский медицинский институт длявыделении трех специалистов для направления в Китай, то были отобраны три человека, В.Г.Начатой, Д.А.Дубровин, И.А.Гоголь. И только в 1991 году в Росси в рамках научно-популярной литературы вышла первая книга по ТКМ «Секреты китайской медицины»ХалмурадаУпурав соавторстве с В.Г.Начатым, где были описаны меридианы, основы теории ТКМ, подходы к лечению, а главное – было дано понятие синдрома в ТКМ.

В дальнейшем появились новые монографии и этих авторов, и других. За 90-2000 годы рынок России насытился литературой по классическому пониманию ТКМ во всей ее многоплановости. В книгах были раскрыты подходы, которые используют китайские врачи при лечении пациентов. И возникло большое количество врачей, желающих изучить ТКМ такой, какая она есть. Были организованы поездки в Китай, границы открылись. Многие изучали ТКМ самостоятельно или в различных школах. Поэтому на российскую землю ТКМ пришла во всем многообразии, а врачи в Китае посмотрели возможности китайской медицины, как акупунктуры, так и фитотерапии, массажа туй на, гимнастики тай цзи и техник чигун. Изучать ТКМ стали на английском и китайском языках, и все эти знания врачи увозили к себе на родину.

Европейская медицина тоже не стояла на месте. Часть специалистов оставили занятия рефлексотерапией  и переместились в изучение «высокотехнологичной медицинской помощи», другие во время перестройки и вовсе ушли из медицины. Но остались преданные заинтересованные люди из старой школы иглорефлексотерапии, основанной на понимании нервных механизмов действия акупунктуры. С другой стороны появилась вторая часть специалистов, которые изучали китайскую медицину целиком, какая она есть. Между этими группами  продолжались горячие дискуссии о том, кто из них прав.

Мы уже коснулись частично европейской медицины. Но в нескольких словах необходимо коснуться и ТКМ. Традиционная китайская медицина  – это одна из древнейших медицинских систем мира, причем очень самодостаточная. Она мало перекликается в подходах к диагностике и лечению с современной европейской медициной. Она имеет собственную теорию, диагностику, собственные лекарства, собственные методы лечения, собственные критерии диагностики болезней и понимания здоровья. Европейский врач и его китайский коллега лечат одну и ту же болезнь, но подходы к лечению совершенно разные. И если европейский коллега делает упор на физиологические и топические аспекты и назначает лекарства согласно доказательной медицине, то китайский врач строго придерживается теоретических основ диагностики и назначения препаратов и акупунктуры согласно того, о чем сказано выше. Но в то же время у китайского врача в большей степени реализуется принцип «MEDICINAARSNOBILISSIMA», потому что он возводит медицину в ранг искусства. А ведь эту фразу сказал Гиппократ, основоположник именно европейской медицины. И в Китае с незапамятных времен медицина была искусством. И принцип «лечи больного, а не болезнь» являлся основополагающим для ТКМ. Что касается акупунктуры, то за основу были взяты так называемые каналы, в европейской  медицине называемые меридианами и коллатералями.

Согласно представлениям китайской медицины организм – это целостная система. Чтобы понять теорию ТКМ нужно понять несколько «учений» или «концепций», «представлений», вместе составляющих целостную теорию ТКМ. Первое – это концепция инь и ян, укладывающаяся в диалектический принцип единства и борьбы противоположностей. Второе – это концепция ВуСин, так называемых «пяти элементов», отражающий архаичный подход к физиологическим процессам и взаимосвязям органов между собой и связями организма с внешней средой.  Третье – концепция цзан-фу о шести полых и пяти плотных органа, их функциях в организме и отношениях между собой. Четвертое – концепция цзинло, отражающая собой все взаимосвязи организма как на физическом, молелулярном, так и на информационном и других уровнях. Эта концепция основывается на том, что весь организм пронизан так называемыми каналами, представляющими в китайском понимании пути движения чи и крови. И в современном отражении дополняют концепцию взаимосвязей органов и систем между собой. Есть наружные и внутренние ходы каналов, которые тесно переплетаются. Каналы, как наружные, так и внутренние, имеют определенную длину, ширину для каждого. И только на наружном ходе канала расположены так называемые точки, в дословном переводе с китайского  «закрытые пещеры», если подробно рассмотреть иероглиф, расположенные под кожей  на различной глубине.  Проколов кожу и воздействуя на №закрытые пещеры» определенным образом можно вызвать лечебный эффект.  Поэтому иглотерапия в европейском понимании без теории ТКМ отражает лишь небольшую часть возможностей этого метода. Простой пример. Меридиан желудка начинается ходом на лице, проходит по передней поверхности груди, связывается с органом желудок, затем охватывает связи толстого кишечника и по наружной поверхности бедра и голени идет вниз и оканчивается на конце 2 пальца ноги. Казалось бы, зачем такая сложность? Возможно, он был открыт эмпирически или еще как-то. Но оказывается, при заболеваниях желудка и толстого кишечника часто одновременно возникает гайморит или синусит, появляется один из вариантов парадонтоза, невралгия лицевого нерва  и другие заболевания. И лечатся эти болезни через точки именно этого меридиана, точки конечностей, так называемые точки ву шу, если не затронуть которые, лечебный эффект будет очень слабым. Используя точки этого канала на конечностях и на голове можно лечить один из видов головной боли, проявляющийся чувством полноты и неясности в голове. Это может быть сосудистая патология или болезнь Меньера. Желудок согласно  ТКМ отвечает за отведение «мутного» от головы, такова одна из его функций в китайской медицине. То есть зная концепции о функциях органов с позиций ТКМ, зная ход канала в китайском его понимании, его пересечения с другими каналами, зная постулаты правильного подбора точек для лечения, можно довольно широко раздвинуть рамки показаний для иглотерапии, особенно для лечения заболеваний, казалось бы не связанных с определенными каналами с позиций западной медицины. Но эффект появляется такой какой нужен, ожидаемый при правильном применении  теорию подбора и сочетания точек.где все органы связаны между собой посредством меридианов. Поэтому меридианы по сути своей представляют собой пути передачи информации различными способами (это нервные, гуморальные связи, связи через лимфатическую и кровеносную систему, передача информации от клетки к клетке и другие, еще неизвестные науке виды связей). Меридиан имеет внутренний и наружный ход,  включает в себя кожу, подкожные структуры, мышцы и связки, он проходит через железы внутренней секреции, органы чувств, связывая эти структуры с внутренними органами. Наружный ход меридиана проецируется на кожу в виде широкой полосы (но не тонкой линии). Как уже было сказано, точки находятся под кожей на различной глубине, на коже можно найти их проекцию для определения мест для постановки игл. С позиций китайской медицины меридианы - это пути движения энергии чии крови в организме. Энергия чи, то есть своего рода импульсное начало– это широкое понятие, включающее функцию органов, различные функции всего организма, микровещества, гормоны и медиаторы, инициирующие различные процессы,питательные вещества, поступающие из пищи, и многое другое.

Энергия чи движется в организме не хаотично, астрого упорядоченно, что и реализуется в системе меридианов, которые обеспечивают работу организма как единого целого. Каждый орган, как  и его меридиан, функционируют согласно своим биологическим часам.

  Подводя итог можно сказать, что китайская медицина – это медицина синдромов. Врач акупунктурист или врач фитотерапевт, не зная, какой у пациента синдром с позиций ТКМ никогда не сможет назначить нужный рецепт. А синдром (то есть китайский диагноз) ставится на основании 4 методов исследования, - осмотра, опроса, пальпации и выслушивания, включая исследование языка и пульса. Количество синдромов определено и четко описано. И лечение подбирается конкретно под синдром на данный момент времени у данного пациента, что обеспечивает индивидуальный подход к больному, будь то иглотерапия, фитотерапия, гимнастика или массаж. В российской ИРТ понятие о синдроме отсутствует. Лечатся только нозологические формы, которые используются как диагноз в европейской медицине (холецистит, гастрит и так далее). Достигается ли стойкий лечебный эффект без знания синдромов – трудно сказать. Поэтому показания для ИРТ столь сужены и присутствует огромное количество порой неуместных противопоказаний, например, наличие у пациента геморроя. В китайской медицине это заболевание является показанием для ИРТ, и лечится очень хорошо и иглами, и травами.

  Что лучше, ИРТ или акупунктура – сказать трудно, это не входит в тему доклада. По-моему только в России до сих пор ломают копья вокруг этого предмета. Возможно у российской научной мысли свой особый путь…

Но все же знание меридианов и понимание теории ТКМ дает врачу иглотерапевту мощное оружие в виде постановки синдрома ТКМ,правил сочетания точек акупунктуры, правила подбора точек, правила ввода иглы и методов манипуляции иглой, например, бу, се, пинбупин се. Дело в том, что и травы в организме так же действуют на меридиан, имея тропизм к нему, но только больше через внутренний ход канала. Одновременно при использовании игл и траволечения эти методы могут действовать как в синергизме, так и в антагонизме друг с другом в зависимости от стратегии лечения. На теории ТКМ, в частности теории каналов, основано действие и массажа туй на, и чигун, и тай цзичуань. Поэтому прежде чем назначать методы ТКМ, необходимо знать ее теорию и диагностику. Потому что хоть травяной сбор, хоть акупунктурный рецепт подходят как ключ к замку индивидуально к пациенту, к его синдрому. Конечно, европейская медицина определила, что в части точек больше находится телец Гольджи, в других точках – тельца Паччини, а так же большое количество сосудистых и нервных сплетений, о чем можно подробно прочитать. Кроме того, во многих часто используемых  точках есть большее количество толстых миелиновых волокон, нейронов, которые очень быстро передают информацию от иглы, чем кстати обеспечивается эффект акупунктурной аналгезии как один из видов работы точки. Но разговор состоит не только об обезболивании, но о комплексном лечении человека.

Поэтому можно сказать, что врачи, придерживающиеся теории рефлекторных механизмов работы точек и считающих себя рефлексотерапевтами, конечно, лечат заболевания, но только их ограниченную часть. Но врач, знающий как теорию, так и диагностику ТКМ и принимающий меридианальные связи в организме за основу только усилит свои знания, сможет назначать не только рецепты акупунктуры, но и готовые препараты ТКМ, и травы согласно постулатам ТКМ. Мало того, такой врач понимает процессы в организме, казалось бы не связанные между собой с позиций западной медицины. Да и для него откроется увлекательный и полезный мир новых знаний о здоровье человека.

Темы статей

Темы блога

Подписаться на статьи